Регион не определен. Выбран регион по умолчанию
Москва
x
Выберите ближайший к Вам город, где у нас есть дилер
8 964 760-03-01
Заказать звонок бесплатно
Заказать звонок
Имя
Введено неверное имя
Телефон
Введён неверный номер телефона
Комментарий
Введено неверное имя
Тема
Отправить
Позвонит с
до час по мск
Мосгостехнадзор разъясняет...

Мосгостехнадзор разъясняет...

В адрес нашего журнала регулярно поступают вопросы, связанные с введением государственной регистрации транспортных средств и лицензирования торговли некоторыми видами подъемно-транспортного оборудования. У компаний, осуществляющих реализацию техники для внутрискладских работ, многие положения принятых недавно документов вызывают вопросы и сомнения. Наши читатели просят разъяснить: на какие виды техники распространяются действия этих правил и подпадают ли под них средства напольного транспорта, — такие как авто-и электропогрузчики, электроштабелёры и электротележки? Приступив к изучению этих документов, мы, не будучи юристами, тоже не сразу разобрались в их положениях, поэтому вынуждены были обратиться за разъяснениями в компетентные организации. При подготовке материалов мы использовали официальные ответы Мосгостех-надзора и Московской лицензионной палаты.

О регистрации транспортных средств

Правила регистрации транспортных средств изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации" от 12 августа 1994г. [1], а также в "Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)" от 16 января 1995 г. [2].

Исходя из первого документа, регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

"- подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ - автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 см3, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации... - тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним;

- таможенные органы Российской Федерации - транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев" ([1], п. 2).

В Правилах государственной регистрации читаем:

"... Государственной регистрации, ..., подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строи-тельные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприепы) этих машин" ([2], п. 1.4).

В соответствии с вышеизложенным, подъемно-транспортные средства для склада могут попадать в раздел "самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины". В одном из правительственных документов (Постановление № 796 от 12 июля 1999 г. "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста") мы нашли следующую формулировку: "Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не относящиеся к автомототранспорным средствам". Хотелось бы обратить внимание на особое определение термина "самоходные машины" лицами, готовившими эти постановления. Обычно технические специалисты под "самоходной" машиной понимают транспортное средство, движущиеся за счет привода, установленного непосредственно на нем, - т. е. самостоятельно, без дополнительных внешних усилий. Наш журнал неоднократно писал о "самоходных" электротележках. Для нас это определение выглядит несколько некорректно (можно ли определять термин "самоходные" через него же?), но хотим обратить внимание на то, что под "самоходными иными машинами" здесь понимается только транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, из всего спектра средств напольного транспорта в регистрируемые устройства попадают бензиновые, дизельные и газовые автопогрузчики.

Как следует из первого документа: "Предприятия-изготовители транспортных средств, торговые предприятия или граждане-предприниматели, осуществляющие торговлю ими на основании лицензий, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи", а эти обязанности должны выполнять "... собственники ..., либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях указанными транспортными средствами..." ([1], п. 3), - т. е. покупатели и пользователи погрузчиков.

Подтвердило наши выводы разъяснение, полученное в Мосгостехнадзо-ре. Как следует из его официального ответа №ГТИ-01/138 от 5 июля 2001 г., направленного одной организации, относительно выдачи паспортов регистрации:

"В соответствии с [1] и [2], органы гостехнадзора осуществляют регистрацию самоходных машин, включая автомототранспортные средства, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью, равной или меньше 50 км/ч, а также - самоходных машин независимо от скорости движения (включая автомототранспортные средства) с таким же рабочим объемом двигателя, но не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования [сюда относятся автопогрузчики всех типов - Прим. ред. ].

Наличие паспорта самоходной машины является обязательным условием для регистрации машины и допуска ее к эксплуатации. На машины иностранного производства ... в настоящее время паспорта выдаются органами гостехнадзора, а с 1 сентября 2001 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 238 от 28 марта 2001 г., - таможенными органами РФ при ввозе на таможенную территорию РФ.

Электропогрузчики, независимо от их грузоподъемности, регистрации в органах гостехнадзора не подлежат".

Таким образом, Мосгостехнадзор подтвердил наше предположение о том, что регистрации подлежат только погрузчики с двигателем внутреннего сгорания.

В заключение скажем, что аргументов как "за", так и "против" регистрации выдвигается достаточно. С одной стороны, за такой сложной и небезопасной техникой нужен надзор государственных органов. С другой, - при регистрации возникают лишние хлопоты для ее владельцев и возможные дополнительные злоупотребления своим положением тех чиновников и проверяющих инспекторов, в чьих руках находится весь этот процесс. Не нам судить, насколько правильно было это решение,

- редакция хотела лишь помочь читателям журнала разобраться в сути принятых документов. Будем надеяться, что после 1 сентября 2001 г. многие сегодняшние сложности исчезнут.

О лицензировании торговли транспортными средствами

До ноября 1999г. "Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию", определялся Постановлением Правительства РФ № 1418 от 24 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Москвы № 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы". По поводу этих документов Московская лицензионная палата разъясняла, что "... торговля грузоподъемной складской техникой (ручные гидравлические тележки, погрузчики дизельные и электрические, стеллажи) в данный перечень не входит и Московской лицензионной палатой не лицензируется" (письмо № 165-15-272/7 от 31 марта 1997 г.). На этом же основании Мосгостехнад-зор даже подготовил общее циркулярное письмо (б/н от 3 августа 1998 г.), где сказано, что "... деятельность организаций, связанная с торговлей самоходными машинами, тракторами, прицепными устройствами и номерными агрегатами к ним, регистрируемыми в Гостехнадзоре, не подлежит лицензированию...".

В конце 1999 г. ситуация изменилась. Из Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1227/3 от 5 ноября 1999 г., следует, что лицензированию подлежит торговля транспортными средствами, под которыми понимаются "... устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на них оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомото-транспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации)". Изложенное выше дает нам основание прийти к такому выводу: из всей складской техники самоходные машины включают в себя только автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания любого типа.

Вместе с тем, этот документ допускает и иную трактовку. Например, руководители некоторых коммерческих структур понимают его так: вилочные погрузчики не предназначены для перевозки грузов именно по дорогам, а только внутри складских помещений или на площадках внутренней территории, поэтому торговля ими не лицензируется. Однако в Правилах дорожного движения читаем: "Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения" (т. е. частью дороги являются также площадки, прилегающие к складским и производственным помещениям на внутренней территории предприятия).

С введением лицензирования у организаций, торгующих подобной техникой, появилась масса дополнительных хлопот, связанных со сбором многочисленных сопутствующих документов. Также вызывает проблемы необходимость подготовки специально оборудованного помещения для предпродажной подготовки и торговли. (Например: если растаможенная техника сразу поставляется конкретному заказчику, то обязана ли фирма иметь торговый зал и склад?)

Кроме того, в Правительстве России наблюдаются в последнее время тенденции в сторону уменьшения несметного количества всякого рода лицензий и запретов - что не понуждает никого особенно спешить. Возможно, не за горами то время, когда все эти постановления будут вообще отменены. По крайней мере, Мосгостехнад-зор, в устной форме подтвердив наши выводы, касающиеся лицензирования, с официальным комментарием на тему о лицензировании погрузчиков пока не спешит...

Публикацию подготовил В.И.Антонов 2001№7

Back